Разработка и реализация инновационных проектов связаны с долговременным...
Качество – это всеобщность свойств и характеристик изделия или услуги...
Информация о затратах является важнейшим элементом при планировании, координации...
Происходящие в нашей стране сложные процессы реформирования экономических отношений и развитие новых рыночных условий хозяйствования требуют новых подходов к организации производственно-хозяйственной деятельности, принципов и методов управления производством.
В ходе экономических реформ промышленные предприятия России претерпели существенные изменения, как с точки зрения социально-экономической природы собственности, так и с точки зрения качественных и количественных характеристик своих производственных возможностей. Изменившаяся коренным образом внешняя среда потребовала навыков ведения хозяйственной деятельности в условиях конкуренции.
Развитие экономики России свидетельствует о том, что экономические реформы, направленные на обеспечение и поддержку перехода промышленных предприятий к рыночным условиям хозяйствования к настоящему времени пока не достигли ожидаемых результатов. Это подтверждается неустойчивостью основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий и крайне низкой конкурентоспособностью на внутренних и внешних рынках как самих предприятий и выпускаемой ими продукции, так и государства в целом. Одна из основных причин такого состояния отечественной экономики состоит в том, что процессы управления на большинстве промышленных предприятий продолжают испытывать на себе груз старых принципов управления, характерных для административно-командной экономики.
Вместе с тем, динамика развития рыночных отношений настоятельно требует:
ускорения рыночных реформ;
коренных изменений в организации управления предприятиями, т.е. скорейшего перехода к методам имманентно присущим рыночным отношениям;
применения современных рыночных технологий управления, учитывающих накопленный опыт странами с развитой рыночной экономикой с целью повышения устойчивости, гибкости и выживаемости предприятия в условиях рынка.
Опыт развитых в рыночном отношении стран, а также последние исследования ученых-экономистов пост советских государств, убедительно свидетельствуют о том, что теоретической и практической концепциями совершенствования управления конкурентоспособностью предприятия с целью ее повышения в условиях возрастающей рыночной конкуренции является маркетинг.
Важнейшей функцией маркетинга на предприятии является определение воздействия рыночного окружения на эффективность его функционирования в условиях рыночных отношений. Для решения этой проблемы необходимо проводить исследования, чтобы определить, как предприятию с наименьшими затратами войти в рынок. Основой такого исследования является конкурентное сравнение субъектов рынка.
В условиях постоянно меняющихся рыночных ситуаций, расширения рыночных отношений и усиления конкурентной борьбы решение вопросов объективного определения положения предприятия на рынке, определения его конкурентных преимуществ и выявления слабых сторон производственной деятельности позволит обеспечить высокую степень подготовки и принятия управленческих решений, направленных на повышение устойчивости предприятия в рыночной среде.
В настоящее время в отечественной научной литературе большое внимание уделяется маркетинговым методам управления, позволяющим учесть влияние особенностей трудно предсказуемых рыночных факторов на деятельность предприятия и, тем самым, повысить его выживаемость в условиях жесткой рыночной конкуренции.
Изучение, анализ и оценка этих особенностей, т.е. силы влияния динамичной внешней среды на деятельность предприятия, условий конкуренции и трудно предсказуемого поведения конкурентов, необходимо предприятию, прежде всего, для того чтобы:
определить степень своей адаптации к воздействию внешних и внутренних факторов рыночной среды;
выявить свои конкурентные преимущества и недостатки перед конкурентами;
оценить уровень своей конкурентоспособности;
разработать комплексы организационно-экономических, технических и технологических мероприятий направленных на ее повышение;
разработать различные сценарии развития рыночной среды и эффективные конкурентоспособные стратегии своего развития в этой среде.
Как известно, в условиях рыночных отношений критерием устойчивости и выживаемости предприятия в рыночной среде служит конкурентоспособность предприятия, анализ, оценка и прогнозирование которой становится объективной необходимостью, так как в современной конкурентной борьбе при всей ее масштабности, динамизме и остроте выигрывает тот, кто анализирует и борется за свои конкурентные позиции.
В рыночной экономике смогут функционировать только жизнестойкие предприятия, которые гибко маневрируют и используют новые механизмы в управлении. Одной из важных задач становится задача количественной оценки уровня конкурентоспособности предприятия, а также, разработка мероприятий, позволяющих управлять ею.
Организация управления и планирования хозяйственной деятельности предприятия, основанная на базе анализа конкурентоспособности, позволяет повысить его адаптивность, конкурентные преимущества и результаты хозяйственной деятельности и, как следствие, повысить его устойчивость, гибкость и выживаемость, как на внутренних, так и на внешних рынках.
Степень изученности проблемы.
Теоретическим и практическим вопросам совершенствования маркетинговых методов оценки, анализа, прогнозирования, повышения конкурентоспособности предприятия и принятия на этой основе эффективного управленческого решения, формирующего оптимальную стратегию развития в условиях экономики переходного периода, посвящены исследования ряда зарубежных и отечественных учёных: М. Портера, Ж.-Ж. Ламбена, И. Ансоффа, Г. Саймона, И.Астахова, О. Виханский, Е. Горбашко, П. Завьялов, Н. Моисеева, А. Петров, И. Фаминский, Р. Фатхутдинов и др. Отдельные вопросы управления конкурентоспособностью рассматриваются в работах по региональному развитию, экономической безопасности, инвестиционной привлекательности, инновационной активности, формированию экономической и промышленной политики и т.д. (Л. Абалкин, С. Валдайцев, В. Воротилов, С. Глазьев, Б. Гринчель, А. Карлик, И.В. Липсиц, Б. Мильнер, А. Румянцев, И. Сигов, Р.М. Тихонов, Р.А. Фатхутдинов, Р. Шнипер, Ю. Яковец и др.). Ими внесён значительный вклад в разработку основополагающих проблем принятия оптимального управленческого решения и конкурентоспособности предприятия.
В то же время объем и направления проводимых исследований по проблемам конкурентоспособности национальной экономики как многоуровневой системы, организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью предприятий в условиях нестабильной экономики, экологических аспектов конкурентоспособности явно недостаточны.
Уровень рыночной устойчивости предприятия формируется под непосредственным влиянием факторов его внешней и внутренней среды и определяет способность достижения предприятием целей своего развития в соответствии с имеющимся в наличии ресурсным обеспечением и требованиями рынка. Высокий уровень устойчивости предприятия определяет результативность реализации не только текущих заданий, но и долгосрочных программ развития, а также требует принципиально новых подходов к управлению конкурентоспособностью предприятия с целью ее повышения.
Формирование высокого уровня конкурентоспособности предприятия зависит не только от его потенциальных возможностей, условий реализации стратегических направлений развития и разрешения проблем оптимального использования ресурсного обеспечения, но и от использования эффективных концепций управления самой конкурентоспособностью. К настоящему времени, вопросам и особенностям управления конкурентоспособностью промышленного предприятия уделяется недостаточное внимание, как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Поэтому своевременным и необходимым является дальнейшее совершенствование принципов, форм и методов разработки новых научных подходов, моделей и практических рекомендаций относительно управления конкурентоспособностью предприятия с целью ее повышения и упрочения в конечном результате рыночных позиций предприятия. Это обуславливает актуальность темы диссертационной работы и ее практическую значимость для дальнейшего развития управления предприятием.
Цель и задачи исследования.
Целью диссертационной работы является теоретическое обоснование и разработка организационно-экономических методов управления конкурентоспособностью предприятия, направленных на повышение устойчивости функционирования промышленного предприятия в современных условиях рыночной конкуренции.
В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи.
1. Исследованы сущность и особенности управления предприятием в условиях трансформационной рыночной экономики.
2. Разработана концепция повышения конкурентоспособности предприятия с целью обеспечения устойчивости в условиях рыночной конкуренции.
3. Выделены особенности применения моделей, методов и подходов количественной оценки, анализа и прогнозирования конкурентоспособности промышленного предприятия и проведен их анализ.
4. Предложено применение экспертных методов при оценке уровня конкурентоспособности промышленного предприятия.
5. Предложены и обоснованы основные факторы конкурентоспособности предприятия, а также показатели для их измерения.
6. Разработана на основе экспертного подхода модель количественной оценки уровня конкурентоспособности предприятия.
7. Разработана модель оптимального распределения финансовых ресурсов предприятия, выделяемых на повышение его конкурентоспособности.
8. Разработан на основе экспертного подхода метод прогнозирования потенциальных возможностей предприятия как фактора конкурентоспособности предприятия в условиях воздействия внешней рыночной среды.
9. Предложены методы прогнозирования факторов конкурентоспособности предприятия на основе адаптационных моделей.
10. Разработаны методы подготовки и принятия управленческих решений на основе разработанных моделей и методов оценки, анализа и прогнозирования уровня конкурентоспособности промышленного предприятия.
Предметом исследования в данной диссертационной работе являются организационно-экономические методы управления конкурентоспособностью промышленного предприятия.
Объектом исследования в данной диссертационной работе являются процессы управления конкурентоспособностью промышленного предприятия.
Теоретическую и методическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых в вопросах совершенствования хозяйственного механизма и методов управления производством и предприятием.
В работе были использованы результаты авторских исследований в ОАО «ЗМЗ» (Заволжский машиностроительный завод», Нижегородская область) и ОАО «НМЗ» (Нижегородский машиностроительный завод, г. Нижний Новгород).
При выполнении работы были также использованы методы технико-экономического анализа, методы системного анализа, теории принятия решений, теории управления риском, экономико-математические методы, методы маркетинга и другие методы.
Научная новизна полученных результатов. Основной научный результат диссертации состоит в решении актуальной научно-практической задачи - разработки организационно-экономических методов управления конкурентоспособностью предприятия, направленных на ее повышение, а также в разработке методов подготовки и принятия управленческих решений, определяющих стратегии управления и развития предприятия на основе количественной оценки, анализа и прогнозирования уровня конкурентоспособности предприятия.
При этом получены такие новые научные результаты:
концепция управления уровнем конкурентоспособности промышленного предприятия, в основе которой лежат методы и модели оценки, анализа, прогнозирования и регулирования конкурентоспособности предприятия, которая позволяет повысить уровень его экономический безопасности;
методы количественной оценки уровня конкурентоспособности, основанные на комплексном модельном подходе, реализация которых позволяет улучшить информационную поддержку управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия;
модель оптимального распределения финансовых ресурсов промышленного предприятия, учитывающую факторы конкурентоспособности, и позволяющую повысить обоснованность управленческих решений по более оптимальному использованию производственных ресурсов;
метод экспертного прогнозирования потенциальных возможностей предприятия, основанный на учете динамики и наличия критических явлений внешней среды, позволяющий учитывать влияние окружающей среды при управлении конкурентоспособностью;
организационно-экономический механизм управления конкурентоспособностью предприятия, основанный на использовании параллельно функционирующих программно-целевых блоков, позволяющий обеспечить его устойчивое развитие в условиях рынка.
Практическая ценность проведенных исследований состоит в том, что проведенные исследования и разработки дают возможность повысить уровень конкурентоспособности предприятия, что обеспечивает ему устойчивые рыночные позиции.
Универсальный характер разработанных методов подготовки и принятия управленческих решений повышения конкурентоспособности предполагает их использование на предприятиях различных отраслей промышленности.
Изложенные в диссертации разработки прошли практическую апробацию, они (опробованы) внедрены в ОАО «ЗМЗ» (Заволжский машиностроительный завод», Нижегородская область) и ОАО «НМЗ» (Нижегородский машиностроительный завод, г. Нижний Новгород) и имеют неплохие шансы быть внедренными на ряде машиностроительных предприятий Поволжья.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследований диссертационной работы, выводы и рекомендации докладывались и получили положительную оценку:
на ... международной научной конференции молодых ученых-экономистов «Проблемы обеспечения экономического роста» (23-24 марта 2002 г., г. Н. Новгород;
на … международной научно-практической конференции «Исследование и оптимизация экономических процессов «Оптимум-2003» (14-16 ноября 2003 г., г. Самара).
Практические результаты диссертации рассматривались на заседаниях научно-технических советов предприятий: ОАО «ЗМЗ» (Заволжский машиностроительный завод», Нижегородская область) и ОАО «НМЗ» (Нижегородский машиностроительный завод, г. Нижний Новгород).
.Публикации. По результатам выполненного исследования опубликовано … работ общим объёмом … п.л., из них лично автору принадлежит … п.л.
Объем и структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трёх разделов и заключения, изложенных на … страницах машинописного текста, содержащего … рисунков, … таблиц, список использованных источников из … наименований и … приложений.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ