Разработка и реализация инновационных проектов связаны с долговременным...
Качество – это всеобщность свойств и характеристик изделия или услуги...
Информация о затратах является важнейшим элементом при планировании, координации...
Для целенаправленных действий по стимулированию и регулированию производственных инноваций у государства есть различные рычаги:
Ø стимулирующая кредитно-финансовая, налоговая и амортизационная политика;
Ø система экономических льгот участникам инноваций и инвесторам, включая иностранных;
Ø поддержка производства новшеств и регулирование отношений на рынках инвестиционных товаров.
Государство может выступать непосредственно в качестве инвестора при реализации приоритетных точечных инновационных проектов (критические технологии, продукты и услуги в сферах транспорта, связи и энергии). Каждый из указанных выше рычагов, воздействующих на инновационное предпринимательство, имеет специфику и масштабные ограничения, связанные с инновационной сферой, что отражается при объявлении государственной инновационной политики и выделении приоритетов.
В зависимости от бюджетных возможностей и значимости конкретных инноваций для экономики в целом государство включается в систему инновационных коммуникаций, где определяет степень и форму участия, а также метод реализации государственных интересов. При благоприятных макроэкономических показателях (ставки процентов, налогов, масштаб национальных кредитных ресурсов) происходит ускорение товарооборота новшеств, в то время как при неблагоприятных условиях происходит неизбежное разрушение созданных отношений между участниками реализации инновационных проектов.
Необходимо отметить, что в промышленно развитых странах Запада финансирование инновационной деятельности осуществляется в основном из негосударственных источников. На внутреннем российском рынке государство вынуждено выступать спонсором и координатором размещения заказов на выполнение инновационных проектов, то есть отсутствует реальный платежеспособный спрос на передовые технологии и промышленные нововведения. В связи с этим формируется система специализированных фондов, предоставляющих организациям или предприятиям безвозвратные субсидии или кредиты для их целевого использования — финансирования НИОКР и инновационной деятельности.
Следует отметить такую тенденцию, как снижение размера финансирования науки из средств федерального бюджета (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Финансирование науки из средств федерального бюджета
Год | ||||||||
1992 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 | |
Ассигнования по разделу "Фундаментальные исследования и содействие техническому прогрессу" федерального бюджета; млн. руб. (до 1998 г. – млрд. руб.): в фактически действовавших ценах |
95,3 |
4413,6 |
5699,6 |
8808,7 |
6239,4 |
11621,5 |
17091,7 |
23023 |
В постоянных ценах 1991 г. |
5,99 |
2,48 |
2,22 |
3,0 |
1,83 |
2,07 |
2,16 |
2,47 |
В процентах: к валовому внутреннему продукту |
0,5 |
0,29 |
0,27 |
0,36 |
0,23 |
0,24 |
0,23 |
0,25 |
К расходам федерального бюджета |
2,43 |
1,6 |
1,6 |
2,02 |
1,32 |
1,74 |
1,66 |
1,74 |