Разработка и реализация инновационных проектов связаны с долговременным...
Качество – это всеобщность свойств и характеристик изделия или услуги...
Информация о затратах является важнейшим элементом при планировании, координации...
Проблема (с греч. - преграда, трудность, задача) или проблемная ситуация - представляет собой совокупность обстоятельств (условий), возникающих под влиянием внутренних и внешних воздействий, которые нарушают заданное функционирование системы, требуют перевода её в новое состояние.
Главным характеризующим признаком любой проблемной ситуации является частота возможного появления. Так можно выделить 2-е категории проблемных ситуаций:
· стереотипные;
· уникальные:
а) формализуемые проблемные ситуации;
б) слабоформализуемые проблемные ситуации.
Стереотипность ситуаций означает их частую повторяемость. Следовательно, есть возможность накопления опыта и подготовки вариантов решений проблемных ситуаций, то есть стереотипные проблемы - стереотипные решения, а также возможность технологизации процедуры решения.
Уникальные - это такие ситуации, которые в целом не встречались в прошлом. Могли раньше иметь место какие-то части проблемы, но в целом она выглядит другой.
Управленческие ситуации могут быть - простыми и сложными, хорошо просматриваемыми и с трудом поддающимися анализу. Следует учитывать, что отдельный участок управления в организации находиться в системе общей управленческой ситуации, которая включает состояние организации и людских ресурсов, уровень основных задач и проблем развития.
Каждую ситуацию можно разделить на отдельные элементы (переменные и постоянные) по степени их влияния на достижение основных целей и задач. Руководитель должен уметь быстро и чётко выделить существенные, важные элементы проблем, а именно:
· состояние выполнения намеченного плана (в настоящ. время - за прошлый период);
· потенциал кадров, производительность труда;
· состояние материально-технической базы, её возможные изменения;
· цели и задачи управления на конкретном участке, их перспектива;
· соотношение между материальными ресурсами и поставленными целями и задачами;
· масштабы оперативного простора, возможность его чёткого фиксирования
и вероятных изменений;
· основные факторы регулирования;
· временные условия (сроки, ход производства) и другие ограничения,
при выполнении задачи;
· внутренний и внешний рынок покупателей и поставщиков, инфраструктура в месте расположения предприятия;
· материальные и моральные стимулы;
· работоспособность менеджеров;
· положение руководителя (авторитет, престиж);
· окружающая среда.
Проблемы как задачи, требующие решения, являются составным элементом управленческой ситуации. Элементы структуры проблемы:
· предмет (т.е. «В чём суть проблемы ?»);
· объект (т.е. «Где возникла проблема ?»);
· субъект (тот, кто связан с проблемой, её социальный, интеллектуальный элемент);
· связи (т.е. «С чем связана проблема ?»);
· цель решения проблемы (т.е. «Для чего необходимо решать проблему ?»).
Проблемы различаются по содержанию, уровню решения, временному фактору, используемым методам (рис.1.).Существуют и другие классификации проблем, такие например как :
· по назначению (теоретические и познавательные);
· по отношению к организации (внешние, внутренние, прямые и косвенные;
· по времени (долговременные и краткосрочные).
Проблемы также бывают планируемые и непланируемые. Также классифицировать проблемы можно в зависимости от степени определённости их элементов:
1. С полностью управляемыми и предсказуемыми параметрами.
2. С частично (на 40-80%) управляемыми и прогнозируемыми параметрами.
3. С неуправляемыми и непредсказуемыми параметрами.
Классификация по источникам возникновения:
· 1-я группа «проблемы функционирования» связана с тем что фактические результаты не достигли требуемого уровня;
· 2-я группа «проблемы развития» т.е., расхождение между потенциальными возможностями и целями которые были поставлены.