Разработка и реализация инновационных проектов связаны с долговременным...
Качество – это всеобщность свойств и характеристик изделия или услуги...
Информация о затратах является важнейшим элементом при планировании, координации...
В пореформенный период российская экономика продолжала активно вовлекать работников со все более высокой формальной образовательной подготовкой (рис.4). По данным переписей населения, за период 1989-2002 годов численность занятых с законченным высшим профессиональным образованием возросла почти на 30%, с незаконченным высшим — на 80% и со средним профессиональным — почти на 20%. Таким образом, трансформационный кризис не смог прервать долгосрочную тенденцию к опережающему росту численности работников с дипломами вузов и ссузов. Напротив, группы, расположенные в центральной и нижней части образовательной шкалы, быстро сжимались. Так, контингент работников с начальным профессиональным и со средним (полным) общим образованием уменьшился на 1/3, с основным общим — на 2/3, а с начальным и ниже — на 90%.
Эта разнонаправленная динамика во многом объяснялась чисто демографическими факторами. Старшие поколения имели в своем составе сравнительно много лиц с низкой и сравнительно мало лиц с высокой образовательной подготовкой. Среди младших поколений ситуация была обратной. Соответственно по мере того, как, достигнув пенсионного возраста, старшие когорты покидали рынок труда, численность работников с основным и начальным образованием сокращалась.
Рисунок 4. Динамика численности занятых с различными уровнями образования, по данным переписей населения 1989 и 2002 годов
И наоборот: по мере того как молодые когорты достигали трудоспособного возраста, поступали в ссузы или вузы, а затем выходили на рынок труда, численность работников со средним и высшим профессиональным образованием возрастала. Похоже, что уже в ближайшей перспективе этот механизм смены поколений приведет к практически полному вымыванию с рынка труда лиц с невысокой образовательной подготовкой. В результате очень скоро российская экономика может столкнуться с острым дефицитом неквалифицированной рабочей силы: либо ее придется «импортировать» из-за рубежа, все активнее привлекая мигрантов, либо резко повышать оплату за подобный труд, делая его более привлекательным для лиц с достаточно высоким образованием.
Наглядное представление об образовательных характеристиках российской занятости дает таблица 6. В настоящее время почти 2/3 российских работников имеют третичное образование — либо высшее (26,3%), либо среднее специальное (35,7%). В структуре занятости па долю закончивших ПТУ приходится 15,3%, закончивших средние школы 16,2%. В то же время доля малообразованных работников (с основным образованием или начальным и ниже) составляет менее 7%.
Таблица 6. Образовательная структура населения России, по данным переписей 1989 и 2002 годов (в %)
Группы но уровню образования |
Все население в возрасте 15 лет и старше |
Занятое население в возрасте 15 и старше | ||
1989 г . |
2002 г . |
1989 г . |
2002 г . | |
Высшее профессиональное |
11,3 |
16,2 |
11,6 |
23,3 |
Неполное высшее профессиональное |
1,7 |
3,1 |
1,3 |
3,0 |
Среднее профессиональное |
19,2 |
27,1 |
24,3 |
35,7 |
Начальное профессиональное |
13,0 |
12,8 |
17,8 |
15,3 |
Среднее (полное) общее |
17,9 |
17,7 |
20,8 |
16,2 |
Основное общее |
17,5 |
13,9 |
13,5 |
5,6 |
Начальное общее |
12,9 |
7,8 |
6,7 |
0,9 |
Не имеют начального общего |
6,5 |
1,0 |
1,1 |
0,1 |