Разработка и реализация инновационных проектов связаны с долговременным...
Качество – это всеобщность свойств и характеристик изделия или услуги...
Информация о затратах является важнейшим элементом при планировании, координации...
Американские и японские ученые провели исследования в области менеджмента и сконструировали «идеальный» образ руководителя, основанный на сочетании интеллектуальных и личностных качествах. При этом нельзя забывать, что индивидуальные качества личности (знания, способности, особенности характера, эмоционально – волевая сфера и т.д.) являются тем фундаментом, на котором строится управленческая деятельность, и они гораздо труднее поддаются коррекции (исправлению).
Черты личности идеального руководителя:
· Стиль мышления – умение мыслить проблемно, перспективно, системно, нешаблонно, оперативно и т.д.
· Умение осуществлять деловое общение независимо как от собственного эмоционального состояния, так и партнера по общению.
· Достоинство и высокая ответственность во всех делах.
· Высокая работоспособность, постоянное стремление быть лучшим и делать все лучшим образом.
· Умение организовать работу коллектива для достижения поставленных целей. [5]
Качества и черты личности лидера
Изучение личностных психологических качеств, обусловливающих успех руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности:
- доминантность — умение влиять на подчиненных;
- уверенность в себе;
- эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость — умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку;
- креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект;
- стремление к достижению цели и предприимчивость, способность пойти на риск — разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем;
- ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям;
- независимость, самостоятельность в принятии решений;
- гибкость поведения в изменяющихся ситуациях;
- общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.
Наличие у лидера четких личных ценностей и разумных личных целей крайне важно для успеха в деловой деятельности, карьере и личной жизни.
В свое время Генри Минтцберг назвал восемь основных качеств, которые должны быть присущи лидеру:
Искусство быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми.
Искусство быть лидером — способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.
Искусство разрешать конфликты — способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.
Искусство обрабатывать информацию — способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.
Искусство принимать нестандартные управленческие решения — способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны.
Искусство распределять ресурсы в организации — способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.
Дар предпринимателя — способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.
Искусство самоанализа — способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.
М. Вудкок, Д. Френсис, рассматривая качества руководителя, необходимые ему для успешной работы, результативного управления рабочей группой, выделили типичные слабые и высокие навыки руководства (табл. 2).
При этом руководителем должна осознаваться важность развития навыков эффективного руководства.
Таблица 2. Слабые и высокие навыки руководства
Слабые навыки руководства |
Высокие навыки руководства |
· не принимает во внимание того, что лежит в основе поведения подчиненных; · избегает действий, связанных с наказанием; · следует устаревшему стилю руководства; · не имеет представления о воздействиях, влияющих на осуществление им своей · роли; · вызывает отрицательное отношение окружающих; · не стремится к ясности; · пускает работу подчиненных на самотек; · терпит посредственность; · недостаточно системно подходит к анализу работы; · мало делегирует полномочия; · обладает излишне негативным стилем; · пренебрегает возможностью положительно отметить работу подчиненных; · часто не справляется с «трудными» людьми; · не защищает собственную группу; · терпит минимальный вклад в работу; · не способен установить критерий успеха. |
· принимает во внимание поведение подчиненных; · устанавливает дисциплину, если это требуется; · приспосабливает стиль руководства к переменам; · понимает, что воздействует на выполнение им своей роли; · развивает добрые отношения с окружающими; · дает четкие указания; · регулярно анализирует работу подчиненных; · поощряет наилучшие примеры; · системно подходит к анализу работы; · квалифицированно передает полномочия; · избегает слишком частого применения негативного подкрепления; · создает позитивную обратную связь; · устанавливает приемлемые отношения с «трудными» людьми; · защищает свою группу, если возникает угроза; · ищет способы максимизации вклада в работу сотрудников; · устанавливает критерии успеха. |